Обсуждение | Маргарита: ведьма или святая?

автор
daniil
Опубликовано: 2014-07-21
Блог: Книжное обозрение
0
Многие литераторы до сих пор делятся в этом вопросе на две стороны. Одни считают Маргариту ведьмой, продавшей душу дьяволу, другие же считают ее святой. Ради любви она пожертвовала мирскими заботами. А как считаете вы? Святая или ведьма, и почему?
Комментарии (99)

olena
Я считаю, что Маргарита святая. Ведь она не побоялась вступить в сделку с Сатаной, а известно, что трусость . . . Ну вы сами знаете. Других недостатков я в ней не вижу. Смелая, гордая (для меня это хорошее качество), жертвенная.
Рейтинг: 0 2014-07-21 23:42

vera
Святая ведьма. Она отомстила Латунскому и была королевой на балу у князя Тьмы,но все это она совершила ради любви
Рейтинг: 0 2014-07-21 23:42

lena
Ну,насчет "Святая"-это по-моему уж слишком громко сказано.
Рейтинг: 0 2014-07-22 01:07

vladimir
Ни та и ни другая ! Она хорошо понимала , что её могло ожидать после сделки с" князем тьмы " и все же ради него (Мастера )пошла на это. Она прекрасно осознавала , что назад дороги уже не будет , но ради ЛЮБВИ К НЕМУ ( Мастеру ) приняла приглашение сатаны.
Рейтинг: 0 2014-07-22 03:04

sergej
Маргарита хотела попасть куда угодно, и готова даже была стать ведьмой и мучится на балу, только не жить в ещё более страшных муках любви.
Рейтинг: 0 2014-07-22 03:56

vladimir
да в муках , неизвестности . Вспомните в какое время происходитдействие романа ! 30- годы ! Время политических репрессий , неоправданных арестов !
Рейтинг: 0 2014-07-22 05:15

ulija
На мой взгляд несомненно Ведьма. Какая из нее святая?? Мужу изменяла... Вы скажете она любила Мастера, не хрен тогда замуж выходить надо было в 19 лет или сказала бы мужу сразу правду, когда решилась на бОльшее, чем общение с Мастером. И ни разу про мужа не вспомнила, наверное, когда с Мастером в коморке "утешалась", а, когда замуж выходила, 100 пудов клялась мужу в вечной любви и обещала хранить верность. Вот у мужа ее больше признаков святого человека. "Муж ее был молод, красив, добр, честен обожал свою жену" А, что она ему в ответ на это?? Всё наоборт из вышеперечисленных качеств: не добра, не честна и не обожает мужа. Нехорошо так жить, не по-божески
Рейтинг: 0 2014-07-22 05:46

olena
Юлия Кочеткова, вы так категоричны!
Рейтинг: 0 2014-07-22 08:27

lena
В октябре 1923 года Елена Сергеевна (тогда еще Шиловская,в последствии-Булгакова) писала своей сестре О.С.Бокшанской:"Ты знаешь как я люблю Женей моих, что значит для меня мой малыш,но всё-таки я чувствую,что такая тихая,семейная жизнь не совсем по мне.Или вернее так,иногда на меня находит такое настроение,что я не знаю,что со мной делается.Ничего меня дома не интересует,мне хочется жизни,я не знаю,куда мне бежать,но хочется очень.При этом ты не думай,что это является следствием каких-нибудь неладов дома.Нет,у нас их не было за всё время нашей жизни..."
И так далее,и так далее...Выводы делайте сами,Юлия.
(а то опять меня обвинят в чем-нибудь)
Рейтинг: 0 2014-07-22 10:36

dmitrij
Юля, а Вам знакома такая фраза - святой грешник и грешный святой?
Рейтинг: 0 2014-07-22 10:46

ulija
Я уже выводы для себя сделала. Если я не хочу семью и детей, то я и не выхожу замуж и детей не рожаю, если мне мой Молодой человек надоел или я его разлюбила, то я не убегаю к другому, встречаясь еще с ним, а сразу честно ему говорю в глаза: давай растанемся... вот и всё. Почему люди никогда не думают заранее ни о чем?? А только потом строят из себя мучниц и мучеников, раньше надо было думать...
Нет святой грешник и грешный святой мне фразы не знакомы
Рейтинг: 0 2014-07-22 11:20

lena
А может быть ее насильно замуж выдали?(((
Рейтинг: 0 2014-07-22 11:42

ulija
всё может быть, но только про это что-то ничего не сказано, жаль...
Рейтинг: 0 2014-07-22 14:42

lena
Не знаю,мне так почему-то кажется...
Рейтинг: 0 2014-07-22 15:48

dmitrij
Ту дело в изначальной постановке вопроса: почему вдруг мы пытаемся обязательно приписать Маргариту к одной из крайностей "святая или грешница"? Почему "или"?
Рейтинг: 0 2014-07-22 16:52

ulija
Да, да, согласна полностью... святых людей, как мы знаем не бывает, получается всех поголовно нужно приписывать к ведьмам и ведьмунам ))))
Рейтинг: 0 2014-07-22 17:04

irina
Святая ведьма)))))
Рейтинг: 0 2014-07-22 17:13

iren
Ни та, не другая. просто из за сильной любви к Мастеру согласилась встретиться с Воландом дабы узнать хоть что то о нем!
Рейтинг: 0 2014-07-22 18:37

olena
Остаюсь при своем мнении: святая, любовь, такая чистая и светлая, облагораживает людей.
Рейтинг: 0 2014-07-22 18:47

daniil
Я всегда доказывал и буду доказывать, что Маргарита святая. Почему? Она продала душу дьяволу ради Мастера, ради того, чтобы хотя бы узнать, что с ним. Если углубляться в мифы, демонологию, то все без исключения понимают, что всем темным существам: нечисти, нежити, демонам… — незнакомо такое светлое чувство, как любовь. Они его не понимают, они его не знают, оно чуждо для них и вызывает страх. Для ведьм это также. Но ведь Маргарита стала ведьмой, прошла специальный обряд, но мыслить осталась как прежде, она продолжала любить Мастера. А теперь, хм, дурацкий вопрос: где вы видели ведьму, которая умеет любить. Все авторы книг и талмудов по мифам и демонологии сейчас в гробу переворачиваются, если бы узнали, как все темные существа умеют любить! Если бы они обладали столь высоким чувством, как любовь, мир превратился бы в хаос. Господь Бог забрал у нас многое, но дал такое высокое чувство. А теперь хотя бы на секунду представьте не ведьму — слишком низко — а давайте сразу, самого Люцифера. Он один, всегда один. И теперь, что было бы если бы он, Люцифер, Денница, Князь тьмы, сатана, дьявол, или же булгаковский Воланд, называйте, как хотите — умеет любить! Лично мне становится жутко от одной этой мысли. А Маргарита, возвращаюсь к изначальной теме, сохраняла верность своему любимому, Мастеру, не смотря ни на что!
Рейтинг: 0 2014-07-22 19:35

demon
Даниил,не говорите так,как будто вы написали все эти книги.Да и кто написал все эти книги?С чего вы взяли,что так всё и есть?Что ни одно темное существо не умеет любить?Это спорный вопрос,тогда уж.
Рейтинг: 0 2014-07-22 20:35

daniil
Вы считаете, что демоны, бесы, прочая нечисть способна любить?! Чувство, которое пришло к нам от Христа, широко используется, так сказать, в кругу прислужников Люцифера?? Тогда почему интересно на Земле еще не царит хаос?
Рейтинг: 0 2014-07-22 20:43

sergej
А не поменялись ли демоны и люди качествоми?
Рейтинг: 0 2014-07-22 21:32

daniil
Вполне возможно, что ПОМЕНЯЮТСЯ! Если бы уже поменялись, уверяю вас, наступило бы Второе пришествие Христово
Рейтинг: 0 2014-07-22 22:11

daniil
И вы, Сергей ☭Вернулся☭ Рудаков, считаете, что допустим вы же поменялись чем-то с каким-либо демоном? Хм, весьма интересная версия, но лично я отказыаюсь ее поддерживать
Рейтинг: 0 2014-07-22 23:52

daniil
даже из уважения к вам
Рейтинг: 0 2014-07-23 00:11

marija
Даниил,рекомендую Вам прочесть книгу Брема Стокера "Скорбь сатаны".это к теме о способности либо желании темной силы любить.
Рейтинг: 0 2014-07-23 00:56

iren
или жн посмотреть фильм Дракула Брема Стокера)
Рейтинг: 0 2014-07-23 01:00

professo
Каламбур какой-то сочиняете...Азазелло,не стоит спорить.Это не важно для нас сейчас)
Рейтинг: 0 2014-07-23 01:24

daniil
Спасибо за подсказку, но фильм я смотрел. По правде говоря, ровным счетом ничго полезного для себя оттуда не выявил.
Рейтинг: 0 2014-07-23 01:39

iren
жаль...фильм суперский. обожаю его
Рейтинг: 0 2014-07-23 02:17

daniil
И кстати, мне предлагают прочесть книгу Брема Стокера... Как будто произведения ирландского писателя являются на 100% правдивыми и верными, где отсутствует ложь. Я сам пишу в немного схожем жанре с мистером Стокером, так получилось, что мне нужно испольховать персонаж Дракулы, допустим, но правды в моем романе о его жизни 15%, все остальное плод моего воображения. Уверен, у Стокера в таких же прделах. И я ничего неимею против этого.
Рейтинг: 0 2014-07-23 02:37

daniil
Согласен, фильм интересный
Рейтинг: 0 2014-07-23 03:35

sergej
Ну чтож, раз не нравится теория, ну и ладно, они все стоят друг друга.

обожпю XD Словечко то!
Рейтинг: 0 2014-07-23 04:01

daniil
Ну хорошо, с каким демоном вы могли бы поменяться?
Рейтинг: 0 2014-07-23 04:49

marija
интересно...в каком месте в моем совете фраза "отсуствует ложь" или "100%"!?это просто к теме рассуждений на данной страничке.
Рейтинг: 0 2014-07-23 05:20

daniil
В вашем совете этого нет, это мое мнение, а читать сочинение в художественном стиле о жизни демонах...
Рейтинг: 0 2014-07-23 05:36

iren
Сергей ☭Вернулся☭ Рудаков
оч смешно
Рейтинг: 0 2014-07-23 07:18

roni
Читала Скорбь Сатаны, и правда очень многое может объяснить, в том числе и способность Дьявола к любви(даже точнее не любви).И вообще кто может со 100% увереностья сказать что правда , а что ложь. Тем более в вопросах Бога и Сатаны, Любви и Не любви.
Рейтинг: 0 2014-07-23 08:19

daniil
Ну... в принципе вы правы, Рони дочь разбойника. Но вот в вопросах Любви и Не любви вынужден с вами не согласиться
Рейтинг: 0 2014-07-23 08:32

roni
любовь вообще штука сложная. К слову я в нее не верю( И не потому, что разачеровалась в любви) Для меня это вымысел, существующий только в книгах и фильмах. Может и злые духи способны на нежные чувства, просто бояться их показать - видят в этом проявление слабости. И вообще то что называют любовью вещь сугубо личная, в независимости ангел ты или демон.
Рейтинг: 0 2014-07-23 09:32

darja
На многие вопросы мы не можем дать ответы, обосновывая их логично и грамотно. Я знаю, что любовь есть. Но Маргарита для меня ни святая, ни ведьма, ни святая ведьма. Она просто женщина. На мой взгляд, Булгаков использовал лишь художественный образ
Рейтинг: 0 2014-07-23 10:34

erza
И то и другое...
Да... вначале она была святой, ведьма и опять святой... интересно ход мысли...
Мое мнение. кажется странной, однако скажу кое-что...

Я считаю Марго и святой, и ведьма... Святой, потому что она верна своему Мастеру, мы все это конечно же знаем... Она томилась по нем, тоскует по нем и плачет по ночам... по-настоящем несчастна с мужем, как ни люби её муж. А ведьма, потому что иного выхода не было. Должна как-то предпринять... Интересна, а почему сон Марго не показали в серии??
Ведь именно оно предсказало скорую встречу с любимым. И вновь стала святой... А почему? Да потому что вознаграждется мученница, а она как раз одна из них.

Мое мнении никто не оспорит=)
Рейтинг: 0 2014-07-23 10:55

darja
Святые не уходят от мужей. Они по определению "милосердствуют и несут свет". А она мучилась в безысходности. Я не осуждаю Маргариту, я даже её поддерживаю. Но до святой ей далеко
Рейтинг: 0 2014-07-23 11:15

mihail
Ведьма, ни как уж не святая
Рейтинг: 0 2014-07-23 12:14

ulija
"потому что она верна своему Мастеру, мы все это конечно же знаем"... очень интересно... да, мы все, конечно, это знаем, а кто дает обещание что она также через 10 лет не ушла бы к другому, как после 10 лет совместной жизни мужем? "Святые не уходят от мужей", еще ладно, если ушла бы от мужа честно в этом ему признавшись, а она же еще какое-то время его обманывала. Блин, да в нашем мире каждая пятая святая (это те, кто изменяют своим мужьям) и остальные четяре из пяти получаются святыми из святых. Странное у вас представление о святости. Вот, хочу задать вам вопрос. У вас, например, был бы муж, вы с ним прожили бы 10-11 лет, потом он стал бы в коморку к любовнице ходить в тайне от вас, а в один прекрасный день написал прощальную записку и улетел на метле, так как встретил любовь всей своей жизни. Вы его, конечно, назвали бы святым. Ну загляните правде в глаза... Кто из вас лично назвал бы такого муженька святым??
Рейтинг: 0 2014-07-23 13:09

ekaterin
Она молодец!
...тот,кто любит должен разделить участь того,кого он любит...
Рейтинг: 0 2014-07-23 13:48

irina
Не ведьма и не святая, она - женщина, она человек. И ни что человеческое ей не чуждо: изменять мужу, бояться признаться, любить до сумашедствия, быть ведьмой (на метле), быть святой. А МАБ сделал ее настолько живой, что все женщины могут быть Маргаритами, если рядом есть Мастер, и этот Мастер - ее истинная любовь.
Рейтинг: 0 2014-07-23 13:55

valentin
не знаю как насчёт ведьмы,но она явно не святая,после того как продала душу дьяволу!
Рейтинг: 0 2014-07-23 14:12

dmitrij
Валентина Т@Р@НТУЛ Кибиткина
+1. Полностью согласен с этим утверждением. То, что она сделала не допустит её к лику святых не в коем случае. Но с другой стороны она многое перенесла чтобы помочь Мастеру, и... Она многим пожертвовала.
Рейтинг: 0 2014-07-23 14:37

dmitrij
Премного уважаемые админинстраторы группы, предлагаю сделать опрос к этой теме.
Рейтинг: 0 2014-07-23 14:54

sergej
Хорошо, согласен
Рейтинг: 0 2014-07-23 15:13

ulija
она просто любящая женщина.. да там по сути и Воланд - не дьявол общепринятом понимании, и к слову, не отрицательный персонаж.. Как тогда о Маргарите можно говорить??
Кстати говоря ведьма - это значит "ведает", т е просто что-то знает.. Я лично не предаю этому слову отрицательного значения..
Рейтинг: 0 2014-07-23 16:50

ulija
Я полностью согласна с мнением Владимира Фрейнда.
Рейтинг: 0 2014-07-23 16:59

lizaveta
Думаю,святая,с однрой стороны.Не каждая женщина отдала бы душу дьяволу ради любимого человека,пожертвовала всем - домом,семьей,жизнью,но главное осталась с НИМ до скончания веков!!!!Она умерла,но обрела покой и жизнь вечную с любимым.
Если бы вас спросили"Умереть ради любимого или жить?"Не думаю,что многие ответили бы умереть,ведь жизнь так бесценна!!!!!!!!!!!!!!!!!
А Марго пожертвовала своей жизнью ради него!!!!!!!!!!!
Вот такая вот точка зрения у меня)
Рейтинг: 0 2014-07-23 18:17

katusha
Я тоже не склонна считать Маргариту ведьмой. А на её святость указывает хотя бы способность к милосердию - а ведь милосердие - это высшая ступень человеческой сущности, духовности (справедливость - первая ступень).
Не может быть ведьмой та женщина, которая пронесла сквозь себя эту христианскую ценность.
Рейтинг: 0 2014-07-23 18:55

misha
Ведьма, которой стоит покланяться! Конечно с мужем не хорошо вышло, но она следовала за любовью, свой любовью. Согласен с посланием номер 47 Юлии Кочетковой - прям в точку с "верностью". Но Маргарита -молодец. я её не осуждаю!
Рейтинг: 0 2014-07-23 19:14

andrej
ведьма она причем самая падшая и мерзкая....
Рейтинг: 0 2014-07-23 19:47

lizaveta
Андрей Решетников,почему ты так считаешь?
Рейтинг: 0 2014-07-23 22:53

anja
Маргарита - святая ведьма!!!!
Рейтинг: 0 2014-07-23 23:08

darja
Святых ведьм не бывает! Слишком уж не вяжется противоречие...
Рейтинг: 0 2014-07-23 23:28

anastasi
Нет, Дарья, вяжется! Может быть ум ведьмы, а внешность святого ангела и наоборот. Тем более, в каждой из нас живёт и ведьма и ангел. Хотя, что у нас внутри мы должны знать сами.
Рейтинг: 0 2014-07-23 23:28

darja
Мы друг друга не понимаем. Что значит ум ведьмы? Возможно, что вы предполагаете некую стервозность, находчивость, гибкость, смекалку. Если так, то это будут обычные человеческие качества. А внешность ангела? Хм, вряд ли у меня или у вас нимб над головой!
Рейтинг: 0 2014-07-23 23:30

svjatosl
Она просто любящая женщина не плохая и не хорошая. Не даром показано и то, что они всё-таки любовники, и она при этом, хоть и терзается "совестью", но изменяет своему мужу, на деньги, которого между прочим живёт. Как впрочем и то, что готова была из-за жалости к Фриде пожертвовать соей любовью.
Рейтинг: 0 2014-07-24 01:13

anastasi
Да, Дарья, нам с Вами друг друга не понять. Постарайтесь не воспринимать написанное мною буквально.
Рейтинг: 0 2014-07-24 02:46

lena
Ну,в таком случае,не вяжется и великая фраза:" Я часть той силы,что..." :)
Рейтинг: 0 2014-07-24 03:12

darja
Элен, ну там "хочет" и "совершает" - разные понятия. И это вполне возможно. Понимаю, что сейчас начнется дискуссия по поводу того, что можно быть и святой ведьмой. Своё мнение я высказала и вовсе не хочу его кому-нибудь навязывать :)
Рейтинг: 0 2014-07-24 03:51

darja
Да, хочу задать один вопрос Анастасие. Что Вы понимаете под словом "святость"?
Рейтинг: 0 2014-07-24 04:20

viktorij
Для меня, не ведьма и не святая просто женщина и всё!Со своими слабостями и сильными сторонами! :)У меня нейтралитет.
Рейтинг: 0 2014-07-24 05:12

masha
Согласна! она просто НАСТОЯЩАЯ ЖЕНЩИНА!!!
Рейтинг: 0 2014-07-24 05:21

lika
Ведьма она!Вспомните ее смех!Да и Булгаков сам ее так называл...
Рейтинг: 0 2014-07-24 05:37

ulija
..железная логика!!!
Рейтинг: 0 2014-07-24 06:07

lika
Да так оно и есть!..
Рейтинг: 0 2014-07-24 06:34

sapienti
Она обаятельная ведьма :)
И ни одного признака святости не вижу!
Страсть, любовь к мужчине,на которой зациклена её жизнь (а вспомните-ка заповеди), желание мстить обидчикам, обман... Да и не за это ли Воланд выбрал Маргариту королевой для своего отнюдь не безобидного бала? Но уж как-то зло в ней чересчур привлекательно, раз люди начинают дискутировать на эту тему )
Рейтинг: 0 2014-07-24 07:47

lika
Вот это точно!..
Рейтинг: 0 2014-07-24 08:10

darja
По-моему люди просто отождествляют любовь со святостью. Некоторые, конечно. Не все
Рейтинг: 0 2014-07-24 08:24

sapienti
да, но страстная любовь - не святость по-моему
по-моему)
Рейтинг: 0 2014-07-24 08:33

ulija
ну это уже каждый по-своему ощущает... по мне так - в этом случае такая любовь и оправдывает все, что делала Маргарита... не каждый вообще на такую любовь способен.. а уж душу за это продать - тем более!
ну это мое мнение..
Рейтинг: 0 2014-07-24 08:44

dinara
Маргарита святая, пожертвовала ради Мастера
Рейтинг: 0 2014-07-24 11:28

evgenij
Булгаков несомненный мастер художественного слова и, как мне показалось, недвусмысленно выразил свое отношение к Маргарите такими эпитетами как "оскалилась", а не "улыбнулась" и т.п. Маргарита - явно не Наташа Ростова. Вопрос любви Булгаков начинает с известного абзаца "За мной, мой читатель и т.п." - если вы вернетесь к нему то обратите внимание на то, насколько он пародийный и нелепый в общем контексте повествования - о НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ даже средний писатель не будет так писать. Очень даже вероятно, что М.А. сразу дает нам понять карикатурность этой тематики.
Что до Маргариты, что Азазелло пришел к ней только после словестного обращения к нечистой силе. Непосредственно (!!!) после этого вся история с ней и началась. Кто ей мешал также, хотя бы на уровне слов обратиться к Богу??? Любовь Маргариты сомнительна и тем, что в решающий момент она решила утолить собственное душевное равновесие и попросила не за мастера (которого назвала любовником, а не любимым и т.п.), а за Фриду.
Рейтинг: 0 2014-07-24 14:19

sapienti
Евгений Мухачёв, браво!
Сказали прямо-таки то,что я думаю! Только вот за Фриду она попросила ещё, может быть, из-за нехилой гордыни?
Рейтинг: 0 2014-07-24 14:27

evgenij
Cпасибо, Sapienti Sat!
Относительно гордыни - согласен полностью. На языке крутилось об этом написать, а до головы не дошло :)
Рейтинг: 0 2014-07-24 14:58

sergej
Что то как то у вас всё сложно, если бы Булгаков хотел показать пародийность, то бы он её показал и все бы это поняли. Он же гений, а по вам получается двусмысленно...
Рейтинг: 0 2014-07-24 15:55

evgenij
Нет, все однозначно, но не примитивно в стиле бездарных фильмов про хороших и плохих.
Рейтинг: 0 2014-07-24 16:34

ulija
а в фильме другого и быть не может... Это, извините за умное слово, некинематографично, и смотреть неинтересно..
Рейтинг: 0 2014-07-24 17:23

evgenij
Ну бывают же фильмы (и их много), после которых больше вопросов, нежели ответов, не так ли?
Рейтинг: 0 2014-07-24 17:38

ulija
ага, это артхаус как правило.. в нем нет законов жанра, героев и антигероев.. или может не быть..
Рейтинг: 0 2014-07-24 19:19

evgenij
Как правило - это не "артхаус", а все хорошие фильмы, снятые по мотивам серьёзных произведений.
Возьмите Братьев Карамазовых, например! Вам там все понятно или это артхаус?
Рейтинг: 0 2014-07-24 19:39

ulija
хм... там дело не в сюжете, а именно в "серьезном произведении". Артхаус - это авторское кино. Как я понимаю, там АВТОР, т е режиссер, выражает свое мнение, мысли и еще все-все, что хочет... А в этом фильме мыслей автора произведения достаточно, куда еще-то.. А к чему это относится - не знаю, я не киновед и не кинокритик.

кажется это тут не в тему...=))
Рейтинг: 0 2014-07-24 19:49

evgenij
Так серьёзные фильмы и снимаются по мотивам серьезных произведений, а значит все присущее книге отражается и в фильме!
Рейтинг: 0 2014-07-24 20:01

ulija
ну вообще да.. но конкретно МиМ - там ведь каждый человек много всего понять может и каждый выскажет свое мнение.
..Присужее книге, все что там есть.. опять же - один увидет все, другой нет.. Один предаст значение одним вещам, а следующий - другим..

кстати не все серьезные фильмы снимаются по серьезным книгам... и вообще по книгам... Даже много таких знаю..
Рейтинг: 0 2014-07-24 20:06

sapienti
Конечно, в этой группе все не сойдутся в едином мнении. Может, Булгаков просто решил над нами посмеяться, чтобы мы так и не разгадали, святая Маргарита или нет и проч и проч? :)
Тогда по моему мнению, именно то, что лежит на поверхности, то, что больше всего бросается в глаза при прочтении (особенно при первом) совсем не соответствует замыслу автора. Так он проверяет читателя: "близорукие" и рады верить, что этот роман о высокой любви и жертвенности. НО. Если сравнить Маргариту и Мастера с Соней Мармеладовой и Раскольниковым, то даже начинает казаться, что Булгаков захотел создать роман про абсолютных антиподов героев Достоевского.
Да и вообще, пусть даже МиМ и многогранное произведение, для меня в нём главным является как раз тема веры, точнее - безверия нашего общества.
Рейтинг: 0 2014-07-24 20:11

evgenij
+1
Роман о падении в отрыве от духовности.
Рейтинг: 0 2014-07-24 20:31

ulija
да, так оно и есть..
Рейтинг: 0 2014-07-24 21:05

darja
Кажется, многие пришли к единому мнению... Хм, мне даже и в голову такое не могло придти! В чем же карикатурность любви Маргариты??! Это самая настоящая, чистая, прекрасная любовь!Любовь Мастера и Маргариты как раз являет собой некий образец подлинных чувств. Не понимаю, почему нужно сравнивать героев Булгакова с кем-то. Они неповторимы и также прекрасны! Много персонажей, характеров, судеб. И любит каждый по-разному, и мир видит! Любовник, любимый... Однокоренные слова. Только первое опошлили до невозможности. А за Фриду она попросила потому, что дала надежду и не смогла бы быть счастливой, помня о страданиях Фриды, о её мольбе. Вот в этой ситуации я понимаю Марго...
Рейтинг: 0 2014-07-24 21:14

sapienti
В романе нет случайностей, иначе бы автор писал его не больше года, не обдумывая.
Поэтому и каждое слово героев неслучайно. Весь смысл в таких вот крупицах, как "оскалилась", "любовник", "непонятный огонечек"....Я так думаю. Мне хотелось бы в это верить :)
Рейтинг: 0 2014-07-24 21:20

evgenij
«Любовь выскочила...». «Так поражает финский нож»... «Убийца»...Неужели Михаил Афанасьевич не смог найти других слов для описания «вечной любви»?
Что ещё интересно: надеюсь, что ценители романа заметили множественный параллелизм московских и ершалаимских глав. Так вот, Низа уводит ведомого ей Иуду с пасхальной трапезы в Ершалаиме через поток в сад где его убьют, Маргарита уводит безвольного мастера через ручей с ужина в пасхальной Москве!!! Маргарита ведет мастера к его "вечному дому", что в Палестине, ненароком, означает не что иное как "могила".
Мастер становится приложением Маргариты "А прогнать ты меня уже не сможешь", во сне Иванушки мастер полностью подавлен воле Маргариты.
Мое мнение, что вечность с Маргаритой в "вечном доме", от которой ему "никуда не уйти", о чем "сквозь зубы" сказал "не получится" сатана - ещё тот подарочек судьбы :((
Рейтинг: 0 2014-07-24 22:32

darja
ОМГ!!! "Смысл в крупицах"... А по-моему смысл в целом, а не в его кусках! Так можно придираться к каждому слову и трактовать его в соответствии со своими взглядами и убеждениями. "Оскалилась"... "поражает финский нож" - отличное определение внезапности, неожиданности. И как метко! "Убийца"... А вы знаете, что некоторые в любви умирают для всего остального? Любовь становится всепоглощающей. И я не считаю, что это плохо, или как там ещё. "Безвольный Мастер"!Прямо раб на галерах... Как раз описывая Марго, её любовь к Мастеру (взаимную без сомнения!), М.А. даёт нам понять, насколько сильна была их любовь с Е.С. Сопоставляя факты биографии М.А. и роман, можно понять "М. и М."
Рейтинг: 0 2014-07-24 22:32

evgenij
Маргарита появилась в романе Булгакова на том этапе, когда мастер дописывал свой и моментально стала сулить ему славу и, собственно, назвала мастером (а ведь наверняка до этого он помнил свое имя (!!!), а благодаря ей стал мастером с маленькой буквы "м"). Как Низа вела Иуду к физической смерти, так и Маргарита вела мастера к гибели душевной: она толкала его на безумный поступок - публикацию его романа в то время!!! Маргарита неглупая женщина и должна была понимать, что это в лучшем случае могло кончиться арестом мастера - в итоге он оказался неизлечимо болен. А когда Маргарита поняла, что полной публикации не будет, то, по словам мастера, они стали чаще расставаться и Маргарита уходила гулять одна - странный способ поддержки любимого человека.
Безусловно между ними были сильные чувства, но природа этой силы темная - вот в чем дело.
До чего довела Маргарита мастера.
Вот последнее появление мастера: «Женщина выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека. - Так, стало быть, этим и кончилось? - Этим и кончилось, мой ученик, - отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит: - Конечно, этим. Все кончилось и все кончается...о». Маргарита удовлетворена ТАКИМ вот концом для своего любовника.
Так чем же «все кончилось»? – Вот этим вот: «пугливо озираясь». Мастер, и так в ходе романа лишенный имени теперь и просто не более чем номер... Ничего себе «покой»!
Рейтинг: 0 2014-07-24 23:44
Добавить комментарий



Каптча: